Об Улюлюйске писали многие античные авторы, включая Геродота, Страбона, Азиния Поллиона, Корнелия Непота и Диогена Лаэртского. Крупнейшим памятником величию древнего Улюлюйска является сочинение Путинида из Селигера — О знаменитых мужах (De viris illustribus) в 14 856 книгах. Сочинение долго считалось утраченным, пока улюлюйские краеведы не нашли в районной библиотеке 578 из 14 856 книг. Малая толика, но и она позволяет судить о славе древнеулюлюйского оружия, блеске улюлюйских властителей и богатом культурном наследии нашего края.

Труды Путинида из Селигера были хорошо известны в античности и средневековье. В своей "Истории гражданской войны" на них ссылается Поллион. Для сочинения "Об общественных должностях" Светония работы нашего Путинида стали, по мнению исследователей, основным источником.

Действующие аккаунты Путинида в социальных сетях, созданные благодаря изобретённой КБ им. Петрика машине времени: Telegram

На фото: бюст Путинида из Селигера

(Из сочинения Путинида из Селигера)

1. Онотолей был философом родом из Скифии. Несмотря на это, он питал особого рода ненависть к скифам и ко всему скифскому и даже пытался запретить скифский язык, считая его извращением языка Империи, но не имел в этом успеха. Узнав о таком намерении Онотолея, скифы, подстрекаемые к тому же своими вождями, отложились от Империи и ввели обычай все государственные документы отныне писать только на скифском языке. Огорченный таким бесчестием, Онотолей отрастил бороду, дав клятву не стричь её до возвращения легионов. Легкомысленные люди передают даже слух, что борода Онотолея в конце концов достигла двух стадий длиной и он не мог более передвигаться без помощи десятка рабов, несших бороду, свёрнутую в кольца, на особых носилках. Я, впрочем, не склонен доверять этой басне.

На фото: Онотолей. Древнеулюлюйский рельеф

2. Кроме этого, об Онотолее рассказывают, будто бы он отрицал всех богов, однако это неверно. Мне говорили сведущие люди, что Онотолей не вовсе отрицал всех богов, но требовал заменить почитание множества богов почитанием единого божества, которое он отождествлял с цезарем Иосифом. И действительно, являясь на форум, Онотолей спорил со всяким, кто осмеливался усомниться в божественности Иосифа, в то же время самым нечестивым образом понося Юпитера, Марса, Квирина и прочих почитаемых богов. В этом он был сходен с ритором Кургинианом, отличаясь от последнего тем, что Кургиниан восхвалял Иосифа, как говорят, в надежде приобрести богатство, Онотолей же - по природной склонности. Был он невероятно тучен и страдал от разлития слизи, которая, поднимаясь, давила на мозг и лишала его общения с кровью и двумя видами желчи.

3. Ещё одна басня, слышанная мною об Онотолее - что он будто бы оскопил себя, надеясь таким образом оградить себя от женщин и вместить больше знаний в свой разум. Мне же и это кажется невероятным: если бы он был скопцом, откуда была бы у него борода, которой как известно, скопцы лишены? Я более склонен верить тем, кто говорит, что Онотолей всего лишь обрезал себя по обычаю своего народа. Что же касается женщин, то есть и другой слух: Онотолей будто бы не только не старался оградить себя от женщин, но был крайне невоздержан в отношениях как с женщинами, так и с юношами, на что, между прочим, указывает и имя одного из цезарей, соправителя Владимира - Деметриос Онотолид. Онотолей будто бы был отцом этого Деметриоса, с божественным же Владимиром состоял в любовной связи.

4. Помимо этого Онотолея был и ещё один Онотолей, почитаемый ныне в Рунете как божество. Этот второй Онотолей умел испускать молнии из глаз, которыми испепелял нечестивцев, за что и был удостоено божеских почестей. Каждый год в честь него в Рунете устраиваются игры, именуемые подобно некоему варварскому крику "УГ ПОПЯЧТСО". Некоторые богохульники утверждают, что этот второй Онотолей и есть тот Онотолей, о котором я рассказываю, но это совершенно невероятно. Как мог быть обожествлён этот Онотолей, если он отрицал всех богов, кроме Иосифа, и ясно указывал, что иных богов быть не может? Потому-то я и считаю, что Онотолей из Скифии и божество Онотолей - это два разных Онотолея, которые были спутаны позднейшими писателями из-за схожести в именах.

5. Об Онотолее довольно.