Об Улюлюйске писали многие античные авторы, включая Геродота, Страбона, Азиния Поллиона, Корнелия Непота и Диогена Лаэртского. Крупнейшим памятником величию древнего Улюлюйска является сочинение Путинида из Селигера — О знаменитых мужах (De viris illustribus) в 14 856 книгах. Сочинение долго считалось утраченным, пока улюлюйские краеведы не нашли в районной библиотеке 578 из 14 856 книг. Малая толика, но и она позволяет судить о славе древнеулюлюйского оружия, блеске улюлюйских властителей и богатом культурном наследии нашего края.

Труды Путинида из Селигера были хорошо известны в античности и средневековье. В своей "Истории гражданской войны" на них ссылается Поллион. Для сочинения "Об общественных должностях" Светония работы нашего Путинида стали, по мнению исследователей, основным источником.

Действующие аккаунты Путинида в социальных сетях, созданные благодаря изобретённой КБ им. Петрика машине времени: Telegram

На фото: бюст Путинида из Селигера

1. О происхождении Гундяева я уже рассказывал.

2. С детства он отличался удивительным благочестием. Рассказывают, что, будучи приведён в пятилетнем возрасте в храм Юпитера, он вырвал бич из рук охранявшего храм солдата и выгнал при его помощи торговцев, нечестиво разложивших свои товары у входа в святилище. Другие приписывают это не Гундяеву, а самому божеству, прославляемому понтификами, когда он, подобно египетскому Осирису, жил среди людей и учил их мудрости.

3. Впрочем, к жреческому занятию он обратился не сразу. Понтифики ведь обычно наследуют своё занятие от отца к сыну, как это делается и среди некоторых других коллегий, например, халдеев и магов, сделавших поклонение богам и философию занятием целых народов. Гундяев же сначала хотел уклониться от жречества, опасаясь преследований со стороны магистратов, в то время находившихся под влиянием соперничавших с понтификами марксиан, но потом переменил своё мнение. Причиной тому послужила встреча с неким Ротовым, первенствовавшим в коллегии в одной из провинций.

Столкнувшись с юным Гундяевым на улице, он как бы по некоему божественному велению произнёс: "Быть тебе, Гундяев, ловцом человеков", - и немедленно упал замертво.

4. Есть, впрочем, и другое мнение, распространяемое недоброжелателями Гундяева. Этот Ротов будто бы был большим любителем мальчиков, не пропускавшим ни одного красивого лица и тугих бёдер в палестре, которую он посещал, несмотря на строгое воспрещение в уставе коллегии. Понтифики ведь полагают схождение с мальчиками чем-то позорным и нечестивым, доказывая это ссылками на священные книги, найденные при закладке храма Юноны Монеты. Встретив однажды Гундяева, тогда ещё очень юного и обладавшего привлекательным телом, он не смог сдержать страсти и сделал его своим любовником. Гундяев же в обмен на ласки и пользуясь всеми приёмами обольстителя скоро добился среди понтификов высокого положения, а добившись, оставил Ротова ради женщин, к которым питал бОльшую склонность.

5. Этим, между прочим, опровергается мнение, что понтифики, подобно жрецам Великой матери, оскопляют себя и по этой причине не могут сходиться с женщинами.

6. Как бы то ни было, божество понтификов, по-видимому, было благосклонно к Гундяеву, в силу ли его исключительного благочестия или по другим, неизвестным смертным причинам. Едва он достиг консульского возраста, как перемены в общественном устройстве вновь сделали понтификов первенствующей коллегией, сначала стараниями Михаила, цезаря, лишённого почести обожествления, а затем и Бориса, окончательно порвавшего с марксианами. Причиной тому было, как говорят одни, иноземное происхождение культа марксиан, другие - их чрезмерное властолюбие, тяготившее магистратов и самого Августа. И хотя вновь причислить понтификов к магистратам, как это было в древности, ни божественный Борис, ни божественный Владимир не решились, всё же он привлекли их к управлению государством и осыпали милостями.

7. Не только получили назад они множество из отнятых у них храмов и приносящих доход имений, но как сами они, так и всякое принадлежавшее им имущество и торговые предприятия были освобождены от налогов. Этим-то и воспользовался Гундяев, став на некоторое время из понтифика чем-то вроде купца. Среди прочих товаров, завозившихся им будто бы для удовлетворения нужд понтификов, а в действительности для перепродажи, оказалось огромное число курительных благовоний и крепкая брага, которую всадники и сенаторы пили, подражая варварам с Альбиона. Когда же друзья упрекали его в этих сделках, не только позоривших коллегию, но и способствовавших впадению Отечества в варварство, он отвечал, подражая божественному Веспасиану: "не пахнет". И действительно, на вырученные деньги он скоро отстроил себе великолепную виллу.

8. Вилла эта устроена таким образом, что к ней невозможно добраться сухопутным образом. Сделал он это, чтобы избавиться от черни, вечно вымаливающей благословение у понтификов и весьма им докучающей. Чтобы самому добираться до имения и, кроме того, иметь возможность отбиваться от тех, кто решится обратиться к нему за благословением с использованием лодок, он завёл самую настоящую либурну с небольшой камнемётной машиной. Этой либурной он пользовался для разного рода поездок, в остальное же время она патрулировала окрестности виллы, периодически обстреливая рыбацкие селения для поддержания должного уважения.

9. Верховным понтификом он сделался после смерти своего предшественника, Алексея. Этот Алексей был потомком варваров, в древние времена принятых в римское гражданство и во исполнение какого-то обета посвятивших себя культу понтифического божества. Верховный понтифик обычно сохраняет свою должность до самой смерти, новый же назначается посредством выборов кого-нибудь из своей среды. Как именно происходят выборы, разные писатели пишут разное, и можно понять лишь, что процедура эта запутанная и не отличающаяся постоянством.

10. Сразу же он проявил свой крутой нрав. Полагая, что предшественник его слишком распустил членов коллегии, отчего они отвернулись от благочестия и чрезмерное внимание уделяли интригам, он начал с того, что отдалил от себя многих из тех, кто был осыпан милостями Алексеем. Среди этих последних был и философ Кураев, о котором я рассказываю в другом месте. Опасаясь покушения на твёрдость своей власти и считая, что Кураев слишком вольно трактует некоторые аспекты тайной части учения, он постепенно лишил его всех должностей и, наконец, вовсе изгнал из коллегии, разрешив посещение храмов только во время праздничных жертвоприношений.

11. Такую же судьбу он уготовил его преемнику, Чаплину, в первое время заменившему Кураева при особе верховного понтифика, но спустя несколько лет как бы выброшенному на помойку, хотя и без запрета на посещение храмов. Чаплин прожил после этого недолгое время и умер от огорчения. Напротив, Кураев переносил своё несчастье с поразительной стойкостью, не переставая являться на форум и распространять записанные речи, в которых поносил Гундяева и коллегию.

12. И к частным лицам он был не менее строг, чем к понтификам. Опасаясь, что одни лишь благодеяния недостаточны для поддержания благочестия среди черни, он упросил божественного Владимира издать специальный указ, запрещающий оскорбление величия коллегии наравне с оскорблением величия Августов и римского народа. И действительно, осквернения храмов, начавшие было получать широкое распространение, после этого прекратились.

13. Своего соседа по римскому имению он обвинил в колдовстве и оскорблении величия и отступился от обвинения только после того, как получил выкуп в двадцать талантов. Этот сосед будто бы засыпал его имение волшебной пылью, от которой большая часть имущества пришла в негодность и в особенности содержавшая редкие сочинения библиотека. Другие писатели утверждают, что подлинной причиной была распространённая среди соседей ненависть, а волшебная пыль была выдумана для придания обвинению убедительности.

14. Наконец, не зная, чем ещё досадить народу, он собрал банду разбойников и грабил на дорогах купцов, нередко сам предводительствуя ими, в полном вооружении и со жреческим посохом. Другие, впрочем, приписывают это некоему Япончику, с которым Гундяев был удивительно схож внешне.

15. Такой его образ жизни вызвал в первое время ужас, затем - негодование, и наконец - презрение. Разве в том состоит занятие предводителя прославленнейшей из коллегий, чтобы стяжать имущество и притеснять в равной мере чернь, всадников и сенат? Раздуваться от роскоши, пятнадцатилетнего вина и греческих статуй, в то время как божество, находящееся как бы в презрении, уже наверняка подготавливает гибель Городу и всему государству? Разве не видит он многочисленных и явных предзнаменований грядущего несчастья, являющихся уже не только в странном и мрачном полёте птиц и ударах молний, но в хорошо различимых голосах фавнов и сновидениях, насылаемых на первых людей Отечества?

16. Заботу о богах он подменил множеством храмов, наскоро возведённых, сколоченных из самого дешёвого материала и жалких на вид. Не зная, где бы раздобыть столько жрецов, чтобы наполнить ими всю эту россыпь хижин, претендующих быть обиталищами божества, он стал принимать в коллегию всех подряд, кто бы ни выказывал такое желание, не брезгуя ни варварами, ни рабами, ни разного рода преступниками. Народ и особенно молодёжь, видя такую гнусную комедию вместо почитания богов, но не имея возможности открыто высказать своё возмущение из-за проведённого им закона, вовсе отвратился от понтификов и их храмов, кто ограничиваясь домашним почитанием, кто - в поисках подлинного благочестия обращаясь к марксианам и другим варварским культам. Наконец, были и такие, кто, по примеру Диагора, сделались атеистами. 

17. Судьба его могла быть несчастной, будь во главе Отечества более деятельный Август или если бы Навальный достиг успеха в восстановлении республики. Однако некое божество, как видно, не столько благоволящее, сколько ненавидящее римлян, сделало так, что возвышение Гундяева совпало со всё возрастающим безумием и дряхлостью божественного Владимира, так что гнусность одного и одряхление другого шли как бы рука об руку и одной дорогой. Некоторые писатели сообщают, что это совпадение было не следствием случайности или божественной воли, а получено искусством Гекаты, в которой Гундяев охотно обвинял других, но сам был привержен более прочих. Мне это, однако, кажется вздором.

18. Роста он был среднего, телосложения не лёгкого и не грузного. В юности он был необычайно привлекателен телом, но со временем утратил это своё преимущество. Знавшие его люди отмечали также своеобразное выражение глаз, так называемый прищур. Другие писатели приписывают этот прищур Владимиру из Лены, древнему Августу. Я полагаю, что, поскольку прищур не является таким уж редким явлением, он мог быть и у обоих. Впрочем, эти вопросы более подходят для другого рода сочинений.

19. Сведения о жёнах его расходятся. Будучи так называемым чёрным понтификом, он не мог открыто иметь ни жены, ни наложницы. Стеснённые этим обетом, некоторые понтифики прибегают к услугам мальчиков или друг друга, другие сходятся с публичными женщинами или рабынями. Что касается Гундяева, то по рассказам он всё-таки был женат, хотя и держал свою привязанность в тайне. Так это или нет, затрудняюсь сказать с уверенностью.

20. Нрав его, прежде ровный и доброжелательный, изменился после достижения могущества, сделавшись мелочным, ревнивым, не выносящим насмешек, которые от этого только умножались в количестве. Не желая переполнять своё сочинение такого рода деталями, я всё же укажу некоторые [из обидных прозвищ]. Так, его называли Котреархом вместо патриарха (это титул верховного понтифика по-гречески). За ввоз благовоний и хмельных напитков он получил прозвище Ладанного. За нечёткость речи был прозван Гнусавым. Вменяли ему и сотрудничество с тайными службами Августа, где он будто бы носил имя Михайлова.

21. О Гундяеве довольно.