С давних времён Улюлюйск был жемчужиной мировой цивилизации. Сюда стекались с византийских базаров — душевнобольные и юродивые, из Германии и Франции — ищущие производственной практики начинающие инквизиторы, из монгольских степей — кибитки с завоевателями. Из Китая шли караваны с отработанными отходами шелкопрядения.

На фото: улюлюйское вече. Рисунок современного художника

Величие допотопного Улюлюйска и славу древних губернаторов заботливо живописует веснописец Нектор, а вот, кстати, и его канал в Телеграме.

Как улюлюйцы косу позаимствовали

Когда приходит пора сенокоса, улюлюйцы берут в руки ладные, правленые косы и принимаются за уборку сена. Хорошо ходит по мокрой от росы траве улюлюйская коса! Любо-дорого глядеть, как улюлюйцы, похожие издали на трудолюбивых муравьёв, медленно продвигаются по полю, размахивая руками-лапками, в которых виднеется загогулина косы-ербохомолки. Вот только знали улюлюйцы такую косу не всегда.

В стародавние времена улюлюйцы косили траву косой-горбушей - этакой корявой железкой на короткой корявой же деревяхе. Оттого-то и звалась эта коса горбушей - косили ею, склонившись в пояс. Так бы и до сих пор пользовались этим инструментом легкомысленные улюлюйцы, если бы не Ионка.

На фото: коса-горбуша

Ионка как-то поехал в Ербохомохль (границы тогда ещё открыты были), по какому-то важному барскому заданию. Вернулся через два года, да так, что было его не узнать. Не то чтобы внешний вид Ионки, приодевшегося в ербохомохльский кафтан с карманами, так смущал улюлюйцев, как произошедшая в нём внутренняя перемена. Появилась в нём какая-то внутренняя гнильца. Улюлюйцы её сразу заметили и следили за поведением нового Ионки с возрастающим беспокойством.

Первым делом Ионка вымел со двора своего всю грязь и отбросы, скопившиеся там со времён Ионкиного прапрадеда, отвоевавшего этот участок земли от вековечного леса, а дорожку в отхожее место замостил кирпичом. Чтобы, как объяснял Ионка удивлённым согражданам, можно было по чистоте по нужде сходить. Уже тогда самые проницательные улюлюйцы поняли, куда клонит Ионка, но большинство всё ещё колебалось и смотрело на Ионку скорее с любопытством, как на диковинную зверушку, чем с ненавистью.

Так прожили улюлюйцы с Ионкой до осени. Осенью Ионка учудил новое чудо. Взял, да и перестроил в избе печь. Улюлюйцы тогда топили по-чёрному, то бишь посреди избы стояла печь без трубы, из которой во все стороны валил дым, наполняя избу и лишь спустя некоторое время удаляясь через дыру в кровле. Ионка же взял и пристроил к печи трубу, чтобы дым, значит, не по избе распространялся, а сразу через эту трубу уходил в небо. При этом и дырки в кровле, через которую в скромное улюлюйское жилище сыпались снег и дождь, тоже не стало.

Тут уж улюлюйцы встревожились не на шутку. Ионка отечественные традиции разрушает! Веками предки наши жили в курных избах. А этот Ионка взял да и культурную традицию, устои, так сказать, нашей улюлюйской духовности нагло подрывает. Низкопоклонствует, значится, перед этими самыми! И всё в том же духе. Время, однако, было холодное, дождь моросил беспрестанно, и улюлюйцы, так ничего и не решив насчёт вразмуления Ионки, разошлись по домам греться у своих топимых по-чёрному печей. За зиму улюлюйцы не раз тайно перелезали через Ионкин забор и через окно разглядывали устройство печи, а один молодой улюлюец, приняв на грудь лишнего, даже набрался смелости и попросил Ионку показать ему печь, что тот и сделал. К весне несколько улюлюйцев по примеру Ионки переложили печи по-белому.

Пришла весна красна, а там и лето. Пора сено косить, было чтобы чем скотинку зимой кормить. Тут уж Ионка удивил улюлюйцев - так удивил. Вышли улюлюйцы с горбушами в поле, глядят - а Ионка с сыновьями вместо горбуш орудует какими-то странными штуками, вроде той же горбуши, да косовище длинное, да с рукояткой поперёк древка, да лезвее почти прямое, а не выгнутое, как у горбуши. И так бойко принялся ею орудовать! Улюлюйцы полдесятины скосят, а Ионка две, улюлюйцы - десятину, а Ионка - четыре. Тут уж не выдержали горячие улюлюйские сердца да буйные головы. Ты, говорят, в бога не веруешь! Родину на косу променял!! Побросали улюлюйцы свои горбуши, похватали дреколье, давай им трясти да в Ионку пуляться. Ионка еле ноги унёс. Куда пропал - неведомо. Наверное, в Ербохомохль проклятый обратно бежал, к таким же, как он, нехристям, но только в Улюлюйске больше его не видели.

Улюлюйцы же, подустав от метания дреколья и от последовавшей затем погони, вернулись на луг, сено докашивать. Видят - а там Ионки с сыновьями басурманские косы лежат, на солнце поблёскивают. Перекрестили их улюлюйцы, посмотрели - не вылетит ли какая погань из них, да и разобрали между собой. С тех пор только такими косами и косят. Прозвали их ербохомолками да ионками. Сроднились улюлюйцы с новыми косами, сжились, прикипели к ним сердцем. Так что если теперь кто к нам с косилкой придёт - от неё и погибнет!